Летная «профнегодность» |
09.05.2008 г. | |
За 2007 год произошло семь крушений белорусской авиационной техники. Это столько же, сколько всего за 2000 - 2006 годы. Почему наша техника стала больше падать и как решить эту проблему? Не так давно в Департаменте по авиации Министерства транспорта и коммуникаций прошла коллегия, посвященная безопасности полетов в авиационных организациях Беларуси. Люди собрались, поговорили, доложили… Но станет ли от этого безопаснее летать? Не летай - убьет! Как было сказано на коллегии Департамента по авиации, «обеспечение безопасности и надежности авиасообщений признается важнейшей приоритетной задачей в системе гражданской авиации». И с этим трудно спорить. Несмотря на обновление авиационного парка в Беларуси, летать становится все опаснее. Скептики из летного состава даже нехорошо шутят о том, что если так и дальше пойдет, то скоро на аэродромах придется вешать предупреждающую табличку «Не летай - убьет!». Шутки шутками, но дело более чем серьезное, тем более в свете того, что глава государства настроился на значительное развитие гражданской авиации в Беларуси. Как было отмечено на коллегии департамента, сегодня «наибольшая аварийность наблюдается в небольших авиакомпаниях и в сфере нерегулярных перевозок, а также в работе по обслуживанию отраслей народного хозяйства». Между тем следует добавить, что наибольшая смертность - именно в больших авиакомпаниях, где умудряются бить самолеты даже на земле. Впрочем, давайте рассмотрим повнимательнее каждое авиационное происшествие или серьезный инцидент, закончившиеся крушением, которые произошли в 2007 году.
В тот день ИЛ-76 EW-78826, принадлежащий УП «Авиакомпания Трансавиаэкспорт», при заходе на посадку был обстрелян с земли средствами поражения воздушных целей. В результате обстрела на самолете возник пожар. Посадку удалось совершить в аварийном режиме на аэродроме назначения в Могадишо. Несмотря на то, что пожар удалось ликвидировать аварийно-спасательным расчетом аэропорта, самолет все равно получил значительные повреждения и не мог больше эксплуатироваться. В этом авиационном происшествии радовало только одно: экипаж не пострадал. Расследование, проведенное комиссией Департамента по авиации, установило, что провести восстановительный ремонт в месте нахождения воздушного судна не представляется возможным. Поэтому было принято знаковое решение, ставшее впоследствии трагическим: демонтировать оборудование и доставить его в Минск другим самолетом «для решения вопроса о дальнейшем его использовании». В комментариях к происшествию официальные лица сразу заявили, что подбитый самолет перевозил груз для Африканского союза в рамках миротворческой миссии. Было даже озвучено, что перевозилось: два БТР. На снимке, который имеется в распоряжении «Е», отчетливо виден тип БТР. Это вполне боеспособная единица, которая может использоваться для уничтожения живой силы и бронетехники противника. Поэтому руководство УП «Авиакомпания Трансавиаэкспорт» могло предполагать, что в воюющей стране данный груз может вызвать кое у кого неудовольствие и даже желание сбить самолет. Впрочем, о какой воюющей стране может идти речь?
Согласно распространенному недавно сообщению Генеральной прокуратуры Беларуси, Минский хозяйственный суд обязал иностранную компанию Galaxy Air FCZ выплатить белорусской авиакомпании «Трансавиаэкспорт» более 1 млн долларов за самолет, обстрелянный 9 марта 2007 года в Сомали. Как установила проверка, проведенная Белорусской транспортной прокуратурой, в марте 2007 года между РУП «Авиакомпания
Трансавиаэкспорт» и иностранной компанией Galaxy Air FCZ было заключено соглашение на выполнение чартерных рейсов по маршруту Энтебе (Уганда) - Могадишо (Сомали) - Энтебе. «Поскольку компания Galaxy Air FCZ не проинформировала РУП о военных конфликтах на территории Сомали, она тем самым нарушила условия заключенного соглашения, что привело к утрате воздушного судна и причинению авиакомпании материального ущерба в размере 1 млн 67 тыс. 825,6 доллара», - говорится в сообщении Генпрокуратуры. Наверное, иностранная компания по договору действительно должна была проинформировать «Трансавиаэкспорт» о военных действиях, но еще вернее, что руководство белорусской компании, как и Департамент по авиации, само должно было следить за ситуацией в Сомали. И вызывает большое сомнение утверждение о том, что белорусы не знали, что там происходит, так как сводки информагентств пестрели сообщениями об этом. Вот лишь некоторые из них: «Авиация США нанесла в среду новый авиаудар по целям в южной части Сомали, сообщил Reuters источник в переходном правительстве страны». 10.01.2007 «20 февраля боевики «Исламских судов» обстреляли военную базу в столице Сомали из гранатометов и переносных ракетно-зенитных комплексов. В результате убиты 12 человек и по меньшей мере 50 получили ранения. По свидетельству медиков, среди погибших - 4-летний ребенок». 21.02.2007 «24 февраля 2007 года группа боевиков опять атаковала военную базу в Могадишо. Правительственные войска при поддержке эфиопских сил ответили огнем из тяжелого вооружения. В результате тяжелых боев не менее 8 человек были убиты. Среди погибших - мирные жители, в том числе дети». 25.02.2007 «25 февраля у северо-восточного побережья Сомали пираты захватили судно, перевозившее продовольственную помощь ООН. Судьба экипажа сухогруза "Розен" (12 человек: 6 - из Шри-Ланки и 6 - из Кении) неизвестна». 26.02.2007 Этих сообщений должно было быть достаточно, чтобы Департамент по авиации и руководство РУП «Авиакомпания Трансавиаэкспорт» отказались от полетов в Сомали. Но они не только не отказались, но после того, как был подбит первый самолет, отправили в воюющую страну второй.
ИЛ-76 EW-78849 ГП при выполнении полета по доставке демонтированного с самолета ИЛ-76 EW-78826 оборудования после взлета с аэродрома Могадишо был обстрелян из средств огневого поражения с земли. В результате возник пожар силовой установки №2. Экипаж самолета принял решение производить посадку на аэродроме вылета, но не получилось, и посадка была произведена уже вне аэродрома. Самолет обнаружен в районе Могадишо разрушенным. Все находившиеся на борту семь членов экипажа и четыре специалиста инженерно-технического персонала погибли.
Вертолет КА-26 EW-24379, арендованный у РУП «Национальная авиакомпания «Белавиа» ООО «Хеликоптер», упал при выполнении авиационно-химических работ. Как установило расследование, в процессе занятия рабочей высоты над гоном в результате непреднамеренного снижения произошло столкновение вертолета с земной поверхностью. «Вертолет скапотировал, опрокинулся на бок и получил значительные повреждения. Пилот не пострадал».
СПК «Остромечево», Брестский район. 14.03.2007 Самолет АН-2 EW-32744 РУП «Авиакомпания Гродно» выполнял авиационно-химические работы. На высоте 10 метров «произошла тряска двигателя с выхлопами в карбюратор, ростом температуры головок цилиндров, падением мощности и последующим отказом двигателя». Вынужденное приземление самолета произошло на увлажненный участок осушенного торфяника. «Воздушное судно получило повреждение шасси, несиловых элементов левой нижней плоскости, воздушного винта и капотов двигателя. Экипаж не пострадал».
Согласно заключению комиссии, «причиной отказа двигателя явился прогар гнезда выпускного клапана головки второго цилиндра, прогар выпускного клапана во втором цилиндре».
Вертолет Ка-26 EW-24364, эксплуатируемый ООО «Хеликоптер», выполнял авиационно-химические работы. В процессе занятия рабочей высоты для обработки участка произошел отказ двигателя. «При выполнении вынужденной посадки вне аэродрома произошло опрокидывание вертолета на бок, в результате чего повреждены несущий винт, передняя опора шасси и хвостовое оперение».
Чечерский район Гомельской области. 09.05.2007 Самолет НАРП-1 EW-065SL ОАО «Гомельхимсервис» выполнял авиационно-химические работы над полем. После выполнения правого разворота с целью проведения краевой обработки участка самолет снизился ниже безопасной высоты и столкнулся с линией электропередачи. Оборвав три провода ЛЭП, он упал на землю. Пилот получил тяжелые телесные повреждения и был госпитализирован.
В чем причина? Как было озвучено на коллегии Департамента по авиации, все эти происшествия стали возможны из-за существующих проблем «по количественному и качественному составу подразделений Департамента по авиации; подготовки авиационного персонала; поддержания летной годности воздушных судов; обеспечения безопасности полетов; авиационной безопасности». Между тем все мероприятия департамента в 2007 году почему-то были направлены на принятие мер по недопущению актов незаконного вмешательства, то есть имеются в виду обстрелы наших самолетов. Для этого разработана и утверждена инструкция о порядке выполнения чартерных полетов в регионы с нестабильной военно-политической обстановкой, разработана государственная программа, утверждены авиационные правила «Контроль качества мероприятий по обеспечению защиты гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» и т.д. и п.т. Хотя хватило бы и одного решения: запрета на полеты в воюющие страны. А весь организационный и интеллектуальный потенциал департамента, наверное, следовало бы направить на решение тех проблем, которые реально видны всем. Тогда, возможно, в феврале нынешнего года и не упал бы недавно купленный самолет CRJ-100. Георгий ДАНЬ |
|
Последнее обновление ( 09.05.2008 г. ) |
След. » |
---|